Эксплуатационные характеристики мазута по ГОСТ 10585–99
Котельные топлива (мазуты) применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99.В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.
Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.
Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).
Характеристики мазута (ГОСТ 10585–99)
Показатели | Марка топлива | |||
Ф-5 | Ф-12 | 40 | 100 | |
1. Вязкость при 50 °С, не более: | ||||
условная, °ВУ | 5,0 | 12,0 | — | — |
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | 36,2 | 89,0 | — | — |
2. Вязкость при 80 °С, не более: | ||||
условная, °ВУ | — | — | 8,0 | 16,0 |
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | — | — | 59,0 | 118,0 |
3. Вязкость при 100 °С, не более: | ||||
условная, °ВУ | — | — | — | 6,8 |
соответствующая ей кинематическая, мм2/с | — | — | — | 50,0 |
4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более | 2,7 | — | — | — |
5. Зольность, %, не более, для мазута: | ||||
малозольного | — | — | 0,04 | 0,05 |
зольного | 0,05 | 0,10 | 0,12 | 0,14 |
6. Массовая доля механических примесей, %, не более: | 0,10 | 0,12 | 0,5 | 1,0 |
7. Массовая доля воды, %, не более: | 0,3 | 0,3 | 1,0 | 1,0 |
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | |||
9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов: | ||||
I | — | — | 0,5 | 0,5 |
II | 1,0 | 0,6 | 1,0 | 1,0 |
III | — | — | 1,5 | 1,5 |
IV | 2,0 | — | 2,0 | 2,0 |
V | — | — | 2,5 | 2,5 |
VI | — | — | 3,0 | 3,0 |
VII | — | — | 3,5 | 3,5 |
10. Коксуемость, %, не более | 6,0 | 6,0 | — | — |
11. Содержание сероводорода | Отсутствие | — | — | — |
12. Температура вспышки, °С, не ниже: | ||||
в закрытом тигле | 80 | 90 | — | — |
в открытом тигле | — | — | 90 | 110 |
13. Температура застывания, °С, не выше | -5 | -8 | 10; 25* | 25; 42* |
14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов: | ||||
I, II, III и IV | 41454 | 41454 | 40740 | 40530 |
V, VI и VII | — | — | 39900 | 39900 |
15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более | 955 | 960 | Не нормируется. Определение обязательно |
* Для мазута из высокопарафинистых нефтей
Примечания.
- В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле — не ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.
- Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
- Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по [7] и не является браковочным.
- В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.
- Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является небраковочным до 01.01.2003, а показатель 2 для топочного мазута марки 100 нормируется до 01.01.2003.