Инкотермс 2020

Инкотермс 2020

Инкотермс 2020
Инкотермс 2020

Международные правила. Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, принятые участниками внешней экономической деятельности, для разграничения ответственности между покупателем и продавцом за риск, связанный с доставкой груза. Всего принято 11 правил, каждое из которых обозначается тремя заглавными английскими буквами, обозначающими условия поставки. Впервые правила появились в 1936 году, с тех пор они регулярно переиздаются в связи с изменениями логистических процессов и коммерческой практики. С 1 января 2020 года действует новая редакция правил Инкотермс 2020, но это не отменяет действие предыдущих редакций.

Для удобства и наглядности применяется схема:

Инкотермс 2020 - условия поставки

Существует 11 терминов условий поставки в ИНКОТЕРМС 2020, разделенных на 4 группы:

  • 1 Группа E (самовывоз.): EXW;
  • 2 Группа F (за перевозку платит покупатель): FCA, FAS, FOB;
  • 3 Группа C (за перевозку платит продавец): CPT, CIP, CFR, CIF;
  • 4 Группа D (доставка): DAP, DPU, DDP.

Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2020

  1. EXW – покупатель забирает у продавца товар в месте изготовления, это называют “самовывоз”. Покупатель всё делает сам: затаможку, доставку и растаможку товара.
  2. FCA – продавец должен затаможить товар и погрузить его в предоставленный покупателем транспорт. Покупатель обязан через перевозчика выдать продавцу документ об отгрузке товара для возмещения НДС.
  3. FAS – продавец должен доставить товар на причал и расположить его напротив указанного судна. Покупатель принимает товар и осуществляет его погрузку.
  4. FOB – продавец затамаживает груз и размещает его на судне, после этого ответственность переходит к покупателю.
  5. CFR – продавец затамаживает груз, размещает его на судне и доставляет до порта назначения. После размещения груза на судне ответственность переходит к покупателю. Страховку груза осуществляет покупатель.
  6. CIF – как CFR продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. Отличие от CFR состоит в страховке груза продавцом.
  7. CPT – продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. После погрузки на транспорт перевозчика ответственность переходит к покупателю, хотя доставка оплачивается продавцом. Страховой договор продавец заключать не обязан.
  8. CIP – продавец осуществляет затаможку груза, погрузку, перевозку и разгрузку, после этого ответственность переходит покупателю. Страховку груза осуществляет продавец.
  9. DPU (ранее DAT) – продавец затаможивает груз, перевозит и разгружает в терминале, после ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
  10. DAP – продавец затаможивает груз, перевозит его и предоставляет покупателю для разгрузки, после этого ответственность за груз переходит покупателю. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
  11. DDP – продавец должен затаможить груз и доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить его. Страхование груза в обязанности продавца не входит.

Основные отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010

  • DAT переименован в DPU, чтобы не путать с созвучным DAP – поставкой без разгрузки, а также чтобы не ограничивать место доставки только терминалами.
  • FCA позволяет обязывать перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой “на борту”, что ранее соблюдалось плохо.
  • CIF как и ранее предусматривает минимальный уровень страховки, но предоставляется возможность увеличить страховое покрытие.
  • CIP предусматривает обязательный максимальный уровень страховки, но предусмотрена возможность его снизить.
  • Предусмотрены ситуации, когда груз перевозится не сторонним перевозчиком, а транспортом, находящимся в собственности одной из сторон.
  • В разделе А9/В9 теперь указывается список расходов.
  • Более подробно указаны моменты, связанные с таможенным оформлением грузов: экспорт, транзит, импорт.
  • Уделено большее внимание вопросам безопасности.

Специалисты надеются, что новая редакция правил Инкотермс 2020, будут удобнее и проще в использовании и помогут участникам ВЭД эффективнее решать свои задачи.
Официальный сайт.

Инкотермс-2020: что изменилось в новой редакции правил международной торговли

С 1 января 2020 года начала действовать новая редакция правил международной торговли Инкотермс 2020 (Incoterms-2020). Она была опубликована в 723 публикации ICC. В актуальной версии Инкотермс определены 11 международных правил международной торговли, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, а также момент перехода рисков от продавца к покупателю.

Инкотермс 2020: история создания новой редакции

Incoterms-2020 – это девятая редакция международных правил купли-продажи, которая была составлена Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce или сокращенно ICC) на основе текста предшествующей редакции – Инкотермс 2010, предложений участников ВЭД, а также опыта использования более ранних версий:

  1. Инкотермс:
    1. 1936;
    2. 1953;
    3. 1967;
    4. 1976;
    5. 1980;
    6. 1990;
    7. 2000;
    8. 2010.

Одна редакция, как правило, действует в течение одного десятилетия, что означает, что пересмотр Инкотермс ожидается не раньше 2029 года, а выход следующей редакции не раньше 2030 года.

В чем отличия между Инкотермс 2010 и Инкотермс 2020?

Ранее мы писали о том, что в российских и зарубежных СМИ, а также различных интернет-источниках* были анонсированы изменения, которые, как ожидалось, вступят в силу в новой редакции правил международной торговли. Напомним, что предполагались следующие нововведения:

  • Удаление условий поставки: EXW, FAS;
  • Введение нового базиса: CNI;
  • Разделение FCA и DDP на дополнительные базисы;
  • Изменения страховых обязательств в условиях CIF и CIP.

Более детально об ожидаемых изменениях вы можете узнать из нашей статьи.

Однако из многочисленных предположений фактически нововведениями стали лишь некоторые:

  • Условие DAT (Delivered at Terminal – Доставка до терминала) заменено на DPU (Delivered at Place Unloaded – Доставка до места выгрузки);
  • Изменился уровень страхового покрытия для условия поставки CIP.

Остальные базисы претерпели лишь некоторые уточняющие изменения. Кроме того, в Инкотермс 2020, в отличие от Инкотермс 2010:

  • Была учтена возможность организации перевозки товаров собственным транспортом;
  • Для каждого из базисов более детально уточнен момент перехода рисков от продавца к покупателю;
  • В статьях A4/B4 появилось требование соблюдать все требования безопасности, связанные с транспортом в процессе доставки груза до места назначения. В зависимости от условия поставки, ответственным за соблюдение этих требований является продавец и/или покупатель;
  • Так же в статьях A9/B9 перечислены все затраты, которые могут возникнуть в процессе купли-продажи для каждого из условий поставки, в том числе расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, а также определена сторона, ответственная за их уплату.

Ожидается, что в ближайшее время будут опубликованы технологические поправки для Инкотермс 2020, в которых будут отражены аспекты ведения цифровой торговли.

Структура Инкотермс 2020: обязанности продавца, покупателя и момент перехода риска

Инкотермс 2020

В новой редакции правил международной торговли по-прежнему выделяют 11 базисов, которые делятся на 2 группы по виду используемого транспорта и на 4 группы по моменту перехода рисков от продавца к покупателю.

Классификация условий Инкотермс 2020 по виду используемого транспорта

Для любого вида или видов транспорта могут использоваться: EXW, FCA, СРТ, CIP, DPU, DAP, DDP.

Только для морского и внутреннего водного транспорта могут использоваться: FAS, FOB, CFR, CIF.

Классификация условий Инкотермс 2020 по моменту перехода рисков от продавца к покупателю

Группа E – “Самовывоз”

EXW (EX Works или Франко-завод, который также называют самовывозом) – по-прежнему является действующим условием поставки, согласно которому:

Обязанности продавцаПредоставить покупателю готовый к отгрузке товар.
Обязанности покупателяВыполнить все необходимые погрузо-разгрузочные работы, доставку груза до места назначения, а также как импортное, так и экспортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче груза на складе продавца.

Фактически условие поставки EXW в Инкотермс 2020 изменено не было.

Группа F – “Основная перевозка не оплачена”

FCA (Free Carrier или Франко-перевозчик) – по-прежнему является действующим условием поставки, согласно которому:

Обязанности продавцаВыполнить экспортное таможенное оформление, а также отгрузить товар назначенному покупателем перевозчику.
Обязанности покупателяВыполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче продавцом груза назначенному покупателем перевозчику.

Изменение условия FCA в Инкотермс 2020: во избежание проблем с получением продавцом коносамента с бортовой записью, контрагенты при заключении внешнеторгового контракта могут договориться о том, что покупатель обязуется дать указание своему перевозчику выдать продавцу коносамент с пометкой “на борту”.

Вопреки ожиданиям, разделение FCA на два условия поставки для разных видов транспорта не произошло, существенно базис изменен не был.

FAS (Free Alongside Ship или Cвободно вдоль борта судна) – также по-прежнему является действующим условием поставки.

Обязанности продавцаВыполнить экспортное таможенное оформление, а также разместить груз вдоль борта судна указанного покупателем в порту отправления.
Обязанности покупателяПогрузить товар, выполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри размещении груза вдоль борта судна в порту отправления.

Фактически условие поставки FAS в Инкотермс 2020 изменено не было.

FOB (Free on Board или Свободно на борту) – по-прежнему является действующим условием поставки, согласно которому:

Обязанности продавцаВыполнить экспортное таможенное оформление, доставку груза в порт отправления, а также погрузку на борт судна.
Обязанности покупателяПогрузить товар, выполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюНа борту судна при полной погрузке.

Фактически условие поставки FOB в Инкотермс 2020 изменено не было.

Группа C – основная перевозка оплачена

CFR (Cost and Freight или  Стоимость и фрахт)

Обязанности продавцаВыполнить экспортное таможенное оформление, погрузку на борт судна, а также доставку груза в порт назначения.
Обязанности покупателяВыгрузить и принять товар в порту назначения, выполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюНа борту судна после полной погрузки.

Фактически условие поставки CFR в Инкотермс 2020 изменено не было.

CIF (Cost Insurance and Freight или Стоимость, страхование и фрахт) – по-прежнему является действующим условием поставки, согласно которому:

Обязанности продавцаЗастраховать груз*, выполнить экспортное таможенное оформление, погрузку на борт судна, а также доставку груза в порт назначения.
Обязанности покупателяВыгрузить и принять товар в порту назначения, выполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюНа борту судна после полной погрузки.

*CIF – один из 2 базисов Инкотермс 2020, для которых страхование груза является обязательным условием поставки, ответственным за выполнение которого является продавец.

Правилами 2020 года, как и в Инкотермс 2010 года, для данного условия устанавливается минимальный размер страхового покрытия. Это объясняется тем, что CIF, как правило, используется для морских перевозок сырьевых товаров навалом, стоимость которых, при расчете за килограмм, очень низкая и высокий уровень затрат на страхование сделает доставку нерентабельной и значительно повысит конечную стоимость груза. Однако при необходимости стороны могут согласовать более высокий уровень покрытия.

Фактически условие поставки CIF в Инкотермс 2020 изменено не было.

CPT (Carriage Paid to или Перевозка оплачена до)

Обязанности продавцаВыполнить все необходимые погрузо-разгрузочные работы, доставку груза до места назначения, а также экспортное таможенное оформление.
Обязанности покупателяВыполнить импортное таможенное оформление, а также выгрузить и принять товар на складе или ином оговоренном месте.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче продавцом груза назначенному перевозчику.

Фактически условие поставки CPT в Инкотермс 2020 изменено не было.

CIP (Carriage and Insurance Paid to или Перевозка и страхование оплачены до)

Обязанности продавцаЗастраховать груз*, выполнить экспортное таможенное оформление, а также доставку груза до места назначения.
Обязанности покупателяВыгрузить и принять товар в месте назначения, выполнить импортное таможенное оформление.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче продавцом груза назначенному перевозчику.

В Инкотермс 2020 в условии поставки CIP изменился уровень страхового покрытия.

*CIP – один из 2 базисов Инкотермс 2020, для которых страхование груза является обязательным условием поставки, ответственным за выполнение которого является продавец.

Правилами Инкотермс 2020 для данного условия устанавливается максимальный уровень страхового покрытия от всех возможных рисков на протяжении всей международной перевозки, при котором размер страховой суммы составляет не менее 110% от стоимости контракта. Это объясняется тем, что CIP, как правило, используется при выполнении мультимодальных перевозок промышленных машин, оборудования и иных сложных механизмов, перевозка которых требует страхования от всех возможных рисков утери и/или повреждения. Однако в контракте стороны могут согласовать более низкий уровень покрытия.

В остальном, условие поставки CIF в Инкотермс 2020 изменено не было.

Группа D – полноценная доставка

DAP (Delivered at Place или Доставка до места назначения)

Обязанности продавцаВыполнить все погрузо-разгрузочные работы, необходимые до момента доставки до места назначения, доставку груза до места назначения, а также экспортное таможенное оформление.
Обязанности покупателяВыполнить импортное таможенное оформление, а также принять товар на складе или ином оговоренном месте.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче груза на складе покупателя или ином оговоренном месте.

Фактически условие поставки DAP в Инкотермс 2020 изменено не было.

DPU (Delivered at Place Unloaded или Доставка до места назначения с выгрузкой)

Обязанности продавцаВыполнить доставку груза до места назначения, экспортное таможенное оформление, а также все погрузо-разгрузочные работы, включая выгрузку в месте назначения.
Обязанности покупателяВыполнить импортное таможенное оформление, а также принять товар на складе или ином оговоренном месте.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПосле полной выгрузки в месте назначения.

Условие поставки DPU в Инкотермс 2020 – новый базис, который заменил условие поставки DAT (Delivered at Terminal или Доставка до терминала). Эти условия поставки практически идентичны по содержанию, за исключением момента завершения доставки и места назначения:

  • при DAT Инкотермс 2010 поставка считается завершенной после выгрузки и приемки товара покупателем в назначенном терминале;
  • при DPU в Инкотермс 2020 поставка считается завершенной после выгрузки и приемки товара покупателем в любом оговоренном месте .

Поскольку правило DPU – единственное условие поставки в Инкотермс 2020, при котором за разгрузку товара в месте назначения отвечает продавец, возможность согласовать любой пункт доставки увеличивает гибкость применения данного базиса на практике.

DDP (Delivered Duty Paid или Доставка с оплатой пошлин) – базис, который вопреки ожиданиям не был разделен на два условия.

Обязанности продавцаВыполнить доставку груза до места назначения, все погрузо-разгрузочные работы, необходимые до момента прибытия в место назначения, а также как импортное, так и экспортное таможенное оформление с уплатой всех таможенных платежей.
Обязанности покупателяВыгрузить и принять товар на складе или ином оговоренном месте.
Момент перехода рисков от продавца к покупателюПри передаче груза на складе покупателя или ином оговоренном месте.

Вопреки ожиданиям, разделение DDP на два условия поставки: DTP (Delivered at Terminal Paid или Доставка на терминал с оплатой пошлин) и DPP (Delivered at Place Paid или Доставка до указанного адреса с оплатой пошлин) не произошло.

Фактически условие поставки DDP в Инкотермс 2020 изменено не было.

Инкотермс 2010 больше не актуален?

На текущий момент актуальной версией свода правил международной торговли является Incoterms-2020, но это не значит, что участники ВЭД не имеют права пользоваться базисами поставки из более ранних версий: Incoterms-2010 и Incoterms-2000.

Согласно рекомендациям Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce или сокращенно ICC), для того чтобы продолжить использовать условия поставок предыдущих редакций Incoterms, контрагентам, при заключении внешнеторгового контракта, необходимо помимо базиса указать версию международных правил по следующему шаблону:

«[Выбранный базис] [порт/город или иное место передачи товара] Инкотермс [год редакции]»

Например: «FOB Санкт-Петербург Россия Инкотермс 2010»

Заключение

Изменения, внесенные в Инкотермс 2020, оказались не настолько масштабными, как ожидалось первоначально. По сравнению с Инкотермс 2010, текст новой редакции был лишь немного дополнен различными уточнениями и разъяснениями, благодаря чему переход участников ВЭД на работу по обновленным условиям поставок может быть выполнен после детального изучения текста Инкотермс 2020 и не потребует проведения существенной переподготовки.

13.02.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.