Основные виды бензина и их параметры

Основные виды бензина и их параметры

Автомобильные бензины

Основные виды бензина и их параметрыБензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные. Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.

Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах.

Иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, без детонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др.В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.

Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов

Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77и ГОСТ Р51105-97 иТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76,АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу,для последних — по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.

Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям(ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкил свинцовых антидетонаторов не допускается.

Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.Летние — для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.

Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаются от принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия», который вводится в действие с01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не более 0,01 г/дм3).

Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77)

ПоказателиА-72А-76 неэтил.А-76 этил.АИ-91АИ-93АИ-95
Детонационная стойкость: октановое число, не мене
е:
   моторный метод72767682,58585
   исследовательский методНе нормируется919395
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более0,0130,0130,170,0130,0130,013
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:
   летнего353535353530
   зимнегоНе нормируется
10% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего707070707075
   зимнего555555555555
50% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего115115115115115120
   зимнего100100100100100105
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего180180180180180180
   зимнего160160160160160160
Конец кипения бензина, °С, не выше:
   летнего195195195205205205
   зимнего185185185195195195
Остаток в колбе, %, не более1,51,51,51,51,51,5
Остаток и потери, %, не более4,04,04,04,04,04,0
Давление насыщенных паров бензина, кПа:
   летнего, не более66,766,766,766,766,766,7
   зимнего66,7-93,366,7-93,366,7-93,366,7-93,366,7-93,366,7-93,3
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более3,01,03,03,00,82,0
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:
   на месте производства5,05,05,05,05,05,0
   на месте потребления10,010,010,010,010,010,0
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее60012009009001200900
Массовая доля серы, %, не более0,100,100,100,100,100,10
ЦветЖелтый
Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке- выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; плотность при 20 °С — не нормируется, определение обязательно.
2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные.
3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу:10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С;
4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С — для летнего и не выше 195 °С — для зимнего.

В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Премиум-95», «Супер-98». Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин «Регуляр-91» предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей,ввозимых в Россию.

С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более — 5 мг Мn/дм3 для марки «Нормаль-80″и не более 18 мг Мn/дм3 для марки «Регуляр-91». В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержания бензола введен показатель «объемная доля бензола» — не более 5 %. Установлена норма по показателю «плотность при 15 °С».Ужесточена норма на массовую долю серы — до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального использования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350- 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель «индекс испаряемости».В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97приведены в таблице.

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97

ПоказателиНормаль-80Регуляр-91Премиум-95Супер-98
Октановое число, не менее: моторный метод76,082,585,088,0
Октановое число, не менее: исследовательский метод80,091,095,098,0
Содержание свинца, г/дм3, не более0,010
Содержание марганца, мг/дм3, не более5018
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более5,0
Индукционный период бензина, мин, не менее360
Массовая доля серы, %, не более0,05
Объемная доля бензола, %, не более5
Испытание на медной пластинеВыдерживает, класс 1
Внешний видЧистый, прозрачный
Плотность при 15°С, кг/м3700-750725-780725-780725-780
Примечания.
1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевымантидетонатором (МЦТМ).
2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезервеи Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.

По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов,получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга,каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования,ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит,в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга превышает 50%.

Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40%, олефиновых — 25-35%. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды,поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.

Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются
только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.

При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 иАИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15% из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.

Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость(до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 — в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.

Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в таблице.

Средние компонентные составы автомобильных бензинов

КомпонентА-76 (А-80)А-76*АИ-91А-92А-92*АИ-95АИ-98
Бензин каталитического риформинга:
   мягкого режима40-8070-6060-9060-8850-100
   жесткого режима40-10040-10010-405-9025-88
Ксилольная фракция10-2010-3020-4020-40
Бензин каталитического крекинга20-8010-6010-8510-8510-8510-5010-20
Бензин прямой перегонки20-6040-10010-2010-2010-80
Алкилбензин5-205-2010-3515-50
Бутаны + изопентан1-71-51-101-101-71-101-10
Газовый бензин5-105-105-105-105-10
Толуол0-70-108-1510-15
Бензин коксования1-55-10
Гидростабилизированный бензин пиролиза10-3510-2010-3010-3010-3010-2010-20
МТБЭ<=85-125-1210-1510-15
    * — Этилированный.

В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.

При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.

К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.

Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», который вводится с 01 июля 2000г.

Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.

Бензины автомобильные Общие технические условия

Наименование показателяЗначение показателя для типо
в бензинов
Метод испытания
IIIIIIIV
Детонационная стойкость:
   октановое число по исследовательскомуметоду, не менее80919598по ГОСТ 8226
   октановое число по моторному методу, не менее76по ГОСТ 511
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина:
   неэтилированного0,0130,0130,0130,013по ГОСТ 28828
   этилированного0,17
Давление насыщенных паров, кПа35-10035-10035-10035-100по ГОСТ 1756
Фракционный состав:
   90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше190190190190
   конец кипения бензина, °С, не выше215215215215
   остаток в колбе, %, не более1,51,51,51,5
Массовая доля серы, %, не более0,10,050,050,05по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442
Объемная доля бензола, %, не более5555по ГОСТ 29040

Сравнение основных характеристик современных бензинов

Основные
показатели
ГОСТ Р 51105-97
(<Евро-2>-)
<Московские>
стандарты
ГОСТ Р 51866-2002
(<Евро-3>-)
Содержание серы,
не более, ppm
500150150
Содержание бензола
% об.
5,03,0
1,0 (с 01.01.2007)
1,0
Содержание ароматики
% об.
не нормируется42,042,0
Содержание олефинов
% об.
не нормируется18,021,0/18,0

Источник