Три кита и черепаха китайской нефтепереработки

Три кита и черепаха китайской нефтепереработки

Три кита и черепаха китайской нефтепереработки

Три кита и черепаха китайской нефтепереработки

В статье дан анализ экономических преобразований в нефтеперерабатывающей отрасли Китая, приведена динамика основных показателей нефтепереработки. Рассмотрены ключевые механизмы технологического развития, значение иностранных нефтегазовых корпораций в этом процессе. Приводятся главные, по мнению автора, слагаемые успеха развития отрасли, особое внимание уделено фактору емкости внутреннего рынка.

***

ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «Три кита и черепаха китайской нефтепереработки»

В статье дан анализ экономических преобразований в нефтеперерабатывающей отрасли Китая, приведена динамика основных показателей нефтепереработки. Рассмотрены ключевые механизмы технологического развития, значение иностранных нефтегазовых корпораций в этом процессе. Приводятся главные, по мнению автора, слагаемые успеха развития отрасли, особое внимание уделено фактору емкости внутреннего рынка.

Ключевые слова: Китай, нефтепереработка, нефтепродукты, технологии, внутренний рынок

‘ I 1 U U

Три кита и черепаха китайской нефтепереработки

И.О. СЕМЫКИНА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: semykina.irina@gmail.com

Долгий путь к статусу технологической державы

По итогам 2011 г. ВВП Китая вырос до 47,2 трлн юаней1 (7,5 трлн долл). Темпы ежегодного экономического роста в КНР за последние двадцать лет составляют около 10%, т. е. объем ВВП в стране удваивается практически каждые 7,5 лет. Теперь страна хочет сосредоточиться на качественном, а не количественном развитии – стать технологической державой.

Осознание необходимости использования иностранных технологий в индустриально неразвитом Китае пришло в конце 1980-х годов, в это время в Пекине было открыто специальное бюро по «ассимиляции зарубежных технологий». Тогда, заполучив экземпляр какого-либо станка или прибора, китайские инженеры пытались его скопировать. Так в начале 1990-х страна заняла свое место в глобальной технологической цепочке, начинавшейся в США с рождения инновационной идеи, доводившейся в Японии и на Тайване и заканчивающейся производством в Китае2. То есть до того момента, когда технология выходила на уровень массового производства, каждая участвующая в процессе страна успевала получить свою выгоду.

1 National Bureau of Statistics of China. – URL: http://www.stats.gov.cn/was40/ gjtjj_detail_data.jsp?searchword-gdp+&channelid-9401&record-2

2 Завадский М. Первоначальное накопление технологий. – URL: http://expert.ru/ expert/2012/12/pervonachalnoe-nakoplenie-tehnologij/

ЭКО. – 2012. – №8

СЕМЫКИНА И.О.

Во второй половине 2000-х Госсовет КНР выпустил «Инструкции по применению государственных среднесрочной и долгосрочной программ по научному и технологическому развитию», тогда же был подготовлен 11-й пятилетний план развития экономики, предписывающий всем китайским компаниям разрабатывать местные, усовершенствовать западные инновации и внедрять их. Термин «местная инновация» совсем не означает, что она придумана в Китае: иностранной компании достаточно передать патентные права совместному предприятию с большей долей китайского участия. Производство высокотехнологичного оборудования является и одним из приоритетов плана на 12-ю пятилетку. Трансфер технологий регулируется на государственном уровне специальными импортным и экспортным каталогами, а все ввозимые технологии подлежат обязательной регистрации в государственных органах.

Возможно, сложность появления подлинных инноваций в Китае связана с системой образования, которая основана на повторении и заучивании материала, способности воспроизвести тексты без единой ошибки, и не поощряет инновационное мышление.

Китайские власти под разными предлогами заставляют западные технологические компании перенести свои научно-исследовательские центры на территорию КНР. Например, при производстве энергосберегающих автомобилей правительство субсидирует их продажи только в том случае, если основные технологические процессы приходятся на китайскую компанию. И хотя такого рода китайский меркантилизм встречает все большее сопротивление, выражающееся в основном в высказываниях западных политиков, на деле иностранные компании пытаются подстроиться под китайские требования. Рост китайского среднего класса (его численность сейчас – порядка 300 млн человек) за счет пополнения из крестьян (около 900 млн) сулит компаниям гарантированно растущий спрос. И дело здесь не только в административном ресурсе Коммунистической партии Китая (КПК): Китай производит все более сложные товары, с большей добавленной стоимостью, многие из которых предназначены для собственного рынка, что диктует необходимость проведения исследовательских работ в непосредственной близости от производства.

Нефтепереработка в Китае развивается в русле указанных тенденций и с этой точки зрения является лишь одной из многих динамично развивающихся отраслей китайской экономики.

Нефтепереработка по-китайски

С 1979 г. – старт реформ в Китае – происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Считается, что только достигнув зрелого уровня экономики, можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивались Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а следовательно, усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая считается развитие, средством достижения – реформы. Однако непременным фактором успешного развития является стабильность 3.

Переход от плановой к рыночной экономике в Китае не был тождествен отказу от государственного регулирования. За государством остались задачи по определению общих ориентиров, условий хозяйствования в различных отраслях экономики. В финансах, энергетике, телекоммуникациях крупнейшие игроки остаются в руках государства, при этом, если государство поручает национальному банку выдать кредит китайской государственной компании, та распределяет его по китайским же компаниям. Иностранцам, чтобы получить доступ, например, к разработке месторождения, необходимо предложить властям план освоения с обязательным привлечением местных трудовых ресурсов. К примеру, к концу 2010 г. в BP China работали около 1200 прямых сотрудников, 3600 сотрудников СП и некоторые подрядчики, из общего числа прямых сотрудников ВР свыше 97% являются местными. Такими методами государство стремится обеспечить локализацию эффектов от реализуемых проектов.

При разработке стратегии преобразования нефтегазового сектора учитывалось, что государство, используя соответствующие методы регулирования, сможет сохранять контроль над

3 Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

ним. Важнейшее средство влияния государства на национальных и зарубежных инвесторов – это сохранение государственной собственности на землю, ее недра, природные ресурсы. Ставки арендной платы и возможность изъятия арендуемого участка позволяют эффективно влиять на инвесторов 4.

Главные нефтяные компании Китая – Sinopec и CNPC -были созданы на базе активов Министерства нефтяной промышленности в 1980-е годы с целью отделить регулирующую роль государства от предпринимательской деятельности. Компаниям была делегирована часть полномочий существовавших ранее министерств, они обладали достаточной степенью автономности и наделены широкими полномочиями, могли не только влиять, но и определять энергетическую политику в стране. В 2008 г. для усиления государственного контроля над нефтяными корпорациями была создана Национальная энергетическая администрация, на которую были возложены функции выработки производственных планов. В 2010 г. центральное правительство объявило о создании Национальной энергетической комиссии, состоящей из руководителей правительственных ведомств и возглавляемой премьером Госсовета КНР Вэнь Цзя-бао, которая формулирует энергетическую политику, занимается координацией международного сотрудничества.

Механизм ценообразования в нефтегазовом секторе Китая не является полностью рыночным: цены на нефть и нефтепродукты остаются расчетными. В соответствии с обязательствами, взятыми при присоединении к ВТО, либерализации подлежат цены и тарифы в звеньях upstream и частично -downstream. Необходимость сохранения государственного контроля объясняется тем, что нефть и нефтепродукты считаются социально значимыми товарами. А в Китае для немалой группы потребителей максимально допустимая цена товара ниже предельных издержек значительной части производителей, а следовательно, неприемлема для частных компаний – заработать на рознице практически невозможно. В результате государство прямым или косвенным образом оплачивает разницу между издержками и регулируемой ценой, а также

4 Цзяньцзюнь Го. Модернизация управления нефтегазовым комплексом Китая: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.14. – М., РГБ, 2003.

содействует снижению издержек и созданию ситуации, при которой производителю будет выгодно самому увеличивать производство, осваивать технологии, снижающие затраты.

За последние 26 лет нефтеперерабатывающая отрасль Китая выросла более чем в пять раз (табл. 1). С 2011 г. страна вошла в 12-ю пятилетку, экономическая программа которой включает планы значительного роста мощностей нефтеперерабатывающей отрасли и ее технологического совершенствования. Сегодня нефтеперерабатывающая отрасль Китая занимает второе место в мире по мощности после США. Ее интенсивный рост начался в 1980-х годах: за период с 1985 г. по 2011 г. суммарная мощность китайских НПЗ увеличилась с 107 млн т/год до 539 млн т/год5.

Таблица 1. Нефтеперерабатывающие мощности Китая в 1965—2011 гг.

Мощность 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Тыс. барр./ сут. 221 554 1215 1805 2149 2892 4014 5407 7165 7865 8399 8722 9479 10302 10834

Млн т/год 11 28 61 90 107 144 200 269 357 392 418 434 472 513 539

Источник:ВР Statistical Review of World Energy June 2012

Необходимо отметить, что рост объемов производства в китайской нефтеперерабатывающей промышленности происходит одновременно с повышением глубины переработки сырья, которая к настоящему времени достигла 92%, а выход светлых нефтепродуктов (без учета нефтезаводских газов) – 72%. По состоянию на середину 2010 г. отношение суммарной производительности установок каталитического крекинга, гидрокрекинга, висбрекинга, коксования и термокрекинга к производительности установок первичной переработки нефти составляло 47%. Это почти вдвое больше, чем в Японии, гораздо больше, чем в среднем по Азиатско-Тихоокеанскому региону, и лишь немногим меньше, чем в США. Высокий коэффициент крекинг/первичная переработка во многом связан с тем, что китайские НПЗ в качестве сырья долгое время

5 BP Statistical Review of World Energy June 2012. – URL: http://www.bp.com/ statisticalreview

использовали тяжелую нефть, добываемую в северо-восточной части страны.

Основной целью опережающего роста мощностей конверсионных процессов в 2004-2010 гг. было увеличение глубины переработки нефти и наращивание выхода основных видов светлых нефтепродуктов. При этом задачи создания мощностей по очистке производимых моторных топлив от серы и повышения их экологических характеристик были отложены на более позднее время. Так, сегодня на территории Китая действует стандарт качества GB19/47-20096, который допускает содержание серы в дизельном топливе на уровне 350 мг/кг (что соответствует европейским нормам ЕИИО-З). При этом в крупнейших мегаполисах – Пекине, Шанхае и Гуанчжоу -с 2008 г. введен более жесткий регламент DB11/239-20 077, который допускает содержание серы не более 50 мг/кг (что соответствует европейским нормам ЕИИО-4)8. Предполагается, что введение подобных требований для страны в целом произойдет не раньше 2013 г.

Таким образом, в Китае действуют дифференцированные регламенты, регулирующие стандарты качества моторных топ-лив в мегаполисах и провинции. Такой прагматичный подход к регулированию позволяет гораздо более последовательно подходить к решению как экологических проблем (которые наиболее остро стоят в крупных городах), так и к вопросам очередности ввода необходимых мощностей по очистке и облагораживанию топлив в нефтеперерабатывающей промышленности.

Крупнейшим переработчиком нефти в Китае сегодня является государственная компания Бторес. К началу 2011 г. общая мощность установок первичной переработки нефти компании составила порядка 260 млн т/год, или 46% от общенациональной. На долю «тандема» двух нефтяных госкомпаний CNPC/PetroCЫna (около 180 млн т/год) приходится 32% всей китайской мощности первичной переработки нефти; на

6 The Ministry of Environmental Protection of the People’s Republic of China. -URL: http://www.mep.gov.cn/

7 Beijing Municipal Bureau of Environmental Protection. – URL: http:// www.bjepb.gov.cn

8 China Fuel Regulation/ – URL: http://www.dieselnet.com/standards/cn/fuel.php

остальные национальные нефтяные компании (CNOOC, Sinochem) – 7%. Суммарная мощность НПЗ, которые принадлежат локальным компаниям, никак не связанным с государственными, на начало 2011 г. составила 95 млн т/год, или 15% от общенационального показателя

9. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы Китая расположены в провинциях Хэйлуньцзян, Шаньдун, Даган, Юй-мэнь, Цайдам. Большая часть из 580 заводов сконцентрирована в северо-восточном Китае.

В 12-й пятилетке нефтеперерабатывающая отрасль вступила в переходный период структурной перестройки. К 2015 г. Китай планирует выйти на нефтеперерабатывающие мощности в размере 600 млн т/год и к 2020 г. – 750 млн т/год.

План развития предусматривает размещение заводов близко к рынкам сбыта и ресурсам, что может решить проблему транспортировки добываемой на севере нефти на юг. Согласно плану, акцент будет сделан на развитии перерабатывающих мощностей в центре и на юго-западе Китая (Ухань, Чэн-ду, Куньмин) и других областях, что станет ключевым моментом роста производства во внутренних районах 10. Такие заводы, скорее всего, будут работать на полную мощность, несмотря на почти отрицательную маржу нефтепереработки.

В 2011 г. Национальная комиссия по развитию и реформам выпустила Руководство по промышленной структурной перестройке, согласно которому минимальная мощность НПЗ, необходимая для получения одобрения центрального правительства, должна быть не ниже 10 млн т/год. Заводы мощностью менее 2 млн т/год будут закрыты к 2013 г. По некоторым оценкам, сегодня они обеспечивают порядка 10% внутреннего спроса 11. 12-й пятилетний и долгосрочные планы развития показывают, что в результате промышленной консолидации в стране будет создано около 40 баз нефтепереработки с мощностью свыше 10 млн т/год; мощность половины из них,

9 Kang Wu. Special Report: Capacity, complexity expansions characterize China’s refining industry past, present, future. – URL: http://www.ogj.com/articles/print/ volume-109/issue-10/processing/special-report-capacity-complexity-expansions.html

10 China targets refining capacity of 12 mil b/d by 2015 under 5-year plan. – URL: http://www.chinamining.org/News/2012-02-07/1328578683d54014.html

11 А был ли кризис? // Нефть и капитал. – 2011. – № 6. – С. 68-70.

в основном вдоль побережья, будет составлять 20 млн т/год. Подобная ситуация представляется неизбежной в ключевых секторах. Однако местные НПЗ будут продолжать играть свою роль в решении проблем региональных диспропорций 12.

Три кита и черепаха

Как в древней картине мироустройства, где земной шар стоит на трех китах, которые лежат на черепахе, успехи китайской экономики, с нашей точки зрения, держатся на четырех основных факторах.

Черепахой китайской экономики – ни в коем случае не в смысле ее скоростных характеристик – можно назвать китайский внутренний рынок. До сих пор быстрое развитие экономики обеспечивали экспортное производство и государственные инвестиции в основные активы. Сейчас в Китае появляется все больше компаний, работающих на внутренний рынок, иностранные инвестиции переориентируются с экспорта на сферу услуг. Переход к модели экономического роста, основанного на внутреннем потреблении, требует формирования мощного потребляющего класса. Все последние годы зарплаты китайцев росли медленнее ВВП. С одной стороны, это удешевляло стоимость рабочей силы, а значит, и производство, но с другой – сдерживало рост внутреннего потребления. В Китае уверены, что повышение заработной платы и связанный с этим рост издержек не остановит крупные иностранные компании, так как сами они не меньше заинтересованы в росте внутри-китайского потребления, чего невозможно достичь без увеличения доходов населения

13. Спад спроса в США и Европе в результате мирового финансового кризиса повернул внимание властей на собственный рынок: население призывают перестать сберегать (доля сбережений в ВВП в конце 2008 г. достигла 51%) и начать потреблять. Для достижения этой цели необходимо также развивать потребительское кредитование, ипотеку.

12 Huaibin Lu. Refining Capacity Battle between the State and Locals in China. -URL: https://www.hightable.com/natural-resources/insight/refining-capacity-battle-between-the-state-and-locals-in-china-53781

13 Завадский М. Китайский пролетариат наступает. – URL: http://expert.ru/ expert/2010/23/kitayskiy_proletariat_nastupaet/?n-87778

Таким образом, стимулируя спрос, государство может управлять внутренним рынком, а рынок, в свою очередь, регулирует предприятия.

В 2009 г. потребление на душу населения сырой нефти, бензина, дизельного и реактивного топлива в Китае было гораздо меньше, чем в США, крупных европейских странах, Японии и Корее (табл. 2-3).

Таблица 2. Среднедушевое потребление нефтепродуктов в 2009 г., т/чел.

Страна Нефть сырая Бензин ^росин Дизельное топливо

США 2,47 1,26 0,21 0,56

Германия 1,27 0,25 0,11 0,62

Франция 1,24 0,12 0,11 0,75

Великобритания 1,13 0,26 0,26 0,41

Япония 1,43 0,28 0,20 0,32

Корея 1,76 0,16 0,16 0,37

Китай 0,30 0,05 0,01 0,10

Источник: International Energy Agency.

Таблица 3. Собственное производство, импорт и потребление нефтепродуктов в Китае в 1971—2009 гг., тыс. т

Показатель 1971 1973 1980 1990 1995 2000 2007 2008 2009

Производство нефтепродуктов 32300 41600 78388 106701 139333 195835 315781 327605 355198

Чистый импорт нефтепродуктов 4004 4877 2316 3112 20921 26075 40804 40831 38534

Конечное потребление нефти и нефтепродуктов 36849 43514 60479 84959 124874 178973 307244 317767 335348

Потребление нефти и нефтепродуктов промышленным сектором 21164 23843 32704 40351 51639 71547 115196 118281 128837

Потребление нефти и нефтепродуктов в транспорте 7146 9494 14737 27306 44282 76986 137144 146531 151384

Источник табл. 3-4: Energy Statistics of non-oecd Countries (2011 Edition), International Energy Agency.

Как видно, в настоящее время спрос на основные виды нефтепродуктов в Китае удовлетворяется за счет собственного производства, дизельное топливо, керосин, автомобильный бензин экспортируются. Однако по мазуту, авиационному топливу и сжиженному газу наблюдается зависимость от импортных поставок (табл. 4). Высокая степень глубины переработки нефти объясняет низкий выход мазута (рис. 1). При этом энергетика, водный транспорт, промышленность нуждаются в топливе. Поэтому объем импорта мазута значителен.

Таблица 4. Спрос — предложение на рынке нефтепродуктов Китая в 2009 г., тыс. т

Продукт Спрос Собственное производство Импорт Экспорт

Сжиженный газ 20088 18317 4080 849

Нафта 36119 36119 – –

Автомобильный бензин 36595 73207 44 4919

Авиационное топливо 13942 10535 3407 –

Керосин 1241 4581 2712 5942

Дизельное топливо 136804 142886 1836 4507

Мазут 18336 13534 24072 8624

Согласно прогнозам, в период до 2020 г. наиболее быстрыми темпами будет расти потребление бензина – этот вывод основан на динамике роста числа автомобилей в стране. В последние годы автомобильный парк Китая растет действительно поражающими воображение темпами: если в 2005 г. он насчитывал 30 млн машин, то к 2009 г. превысил 60 млн; прогнозируется, что к 2015 г. число автомобилей в Китае составит около 160 млн (рис. 2).

Пошлины на импортные автомобили были снижены только спустя пять лет после вступления Китая в ВТО. Китайский автомобильный рынок в этот период рос на 20-40% в год, поэтому к 2006 г. основные иностранные концерны уже имели

Сжиженный газ -6,12

Мазут -4,52

Дизельное топливо – -47,76

Рис. 1. Структура производства нефтепродуктов в 2009 г., %

Нафта-

Автомобильный бензин -24,47

Авиационное топливо -3,52 Керосин -1,53

Млн ед. 160 140 120 100 80 60 40 20 0

□ Количество автомобилей

□ Производство автомобилей

2005

2006

2007

2008

2009

2015 (Прогноз)

Рис. 2. Автомобильный бум в 2005-2015 гг., млн ед.

совместные предприятия в Китае. Прогнозируется дальнейший рост автомобильной промышленности. Сегодня водительские права есть у каждого десятого жителя Китая. Это естественно вызовет увеличение потребления бензина.

По имеющимся оценкам, суммарный спрос на нефтепродукты в Китае к 2015 г. может составить 346-362 млн т, из которых 311-324 млн т придутся на бензин, керосин и дизельное топливо. К 2020 г. внутренний спрос на нефтепродукты в «Поднебесной» вырастет до 400-450 млн т, при этом потребление светлых нефтепродуктов составит 360-400 млн т (табл. 5).

Таблица 5. Прогноз спроса на нефть и нефтепродукты в Китае до 2020 г., млн т

Внутренний спрос Нефть Бензин росин Дизтопливо Мазут

1980 87,57 9,99 3,66 16,63 30,74

2000 224,39 35,05 8,7 67,74 38,72

2008 386,72 63,43 12,8 138,86 36,64

2015 Пессим. 504,64 98,4 18,27 194,37 35,4

Средн. 526,52 100,48 18,65 200,21 37,09

Оптим. 538,86 101,82 18,88 203,49 38,05

2020 Пессим. 583,20 118,93 24,29 217,39 39,7

Средн. 631,96 131,68 25,8 229,15 44,42

Оптим. 661,69 139,10 26,7 236,01 47,21

Источник: Haibo Wang. Characteristics and Trends of China’s Oil Demand. CNPC Research Institute of Economics and Technology. URL: http://www.worldenergy.org/ documents/congresspapers/83.pdf

Китайский рынок нефтепродуктов, учитывая его емкость и большой потенциал роста, весьма привлекателен для иностранных компаний. Сегодня в секторе нефтепереработки

представлены такие международные корпорации, как Shell, Total, ExxonMobil и SaudiAramco. Несмотря на официальное «открытие» для иностранных инвесторов сектора downstream после вступления Китая в ВТО, китайское правительство по-прежнему сохраняет значительный контроль над ним и имеет возможность при желании сдерживать приход иностранцев в сектор и максимально прагматично определять условия, на которых они могут работать на китайской территории. Учитывая тот факт, что внутренние цены на нефтепродукты регулируются государством, а нефтеперерабатывающие предприятия могут рассчитывать на прибыль только при цене на нефть не выше 140 долл./барр.14, при высоких мировых ценах на нефть целесообразность нефтеперерабатывающих проектов определяет возможность получения субсидий, налоговых и иных льгот от китайских властей. Значит, для того, чтобы проект в секторе нефтепереработки был безубыточен, между компанией и властями должны быть установлены долгосрочные отношения, основанные на взаимной выгоде.

Например, иностранная компания должна предложить китайским властям такой проект, какой китайские компании не могли бы выполнить самостоятельно 15. Помимо налоговых льгот и иных преференций, передача технологии важна с точки зрения доступа к государственным заказам. Такой негласный, но всем известный «механизм» вынуждает компании передавать китайской стороне свои технологии.

Прагматизм китайских властей можно назвать одним из китов, благодаря которому китайская экономика модернизируется. Однако «договариваться» приходится не только с центральными и местными властями, но и с национальными нефтяными корпорациями. Государственные корпорации -CNPC и Sinopec – владеют 89% нефтеперерабатывающих мощностей. Они же контролируют основные инфраструктурные объекты и регулируют доступ к ним. В основном им же

14 OUTLOOK ’12: China refineries to run at high rates in 2012. – URL: http:// www.icis.com/Articles/2011/12/27/9519231/outlook-12-china-refineries-to-run-at-high-rates-in.html

15 Кушкина К.С. Нефтяной и нефтеперерабатывающий сектор Китая: перспективы развития и возможности для сотрудничества с Россией. – URL: http://sei.irk.ru/symp2010/papers/RUS/S2-02r.pdf

принадлежат контрольные пакеты совместных китайско-иностранных предприятий.

Специфика ценообразования на рынке нефтепродуктов объясняет отсутствие в Китае нефтеперерабатывающих подразделений компаний-majors, они представлены в основном в сегменте маркетинга, а также в объединенных центрах исследований и разработок (R&D).

Так, крупнейшая в стране нефтеперерабатывающая корпорация Sinopec на протяжении десятилетий ведет исследования и разработки в области нефтепереработки, нефтехимии, охраны окружающей среды, имеет высокий инженерно-технический потенциал и многолетний опыт проектирования. Sinopec сотрудничает с ведущими нефтяными компаниями -BP, Shell, ExxonMobil и такими мировыми инжиниринговыми компаниями, как Technip, Aker Kvaerner, Saipam и CBI и т.д.16 Корпорация включает шесть основных научно-исследовательских и четыре проектных института, образующих всеобъемлющую R&D систему 17.

Sinopec имеет собственные технологии нефтепереработки: гидроочистки, гидрокрекинга, каталитического крекинга 18. Необходимые для данных процессов катализаторы также достигли мирового уровня. Компанией самостоятельно было разработано и построено более 50 установок замедленного коксования.

Предприятия Sinopec производят и экспортируют буровые установки, трубы, башни, реакторы и теплообменники, а также другие продукты, разработанные совместно со стратегическими партнерами. Среди покупателей оборудования -США, Канада, Россия, Польша, Индия, Бразилия, Таиланд, ЮАР и страны Ближнего Востока. Sinopec имеет пять зарубежных филиалов соответственно на Ближнем Востоке, в России, США, Европе и Японии, которые отвечают за обслуживание на месте экспортируемого оборудования и материалов.

16 Sinopec Corp. Equipment and materials. – URL: http://english.sinopec.com/ products_service/equip_mat/

17 Sinopec Corp. License. – URL: http://english.sinopec.com/products_service/ License/

18 China Petrochemical Technology Company, Ltd. Oil Refining. – URL: http:// www.sinopectech.com/English/License_Technology.asp7BigClassName-Oil%20Refining%20Technology

3 3K0 №8, 2012

CNPC сотрудничает с рядом научно-исследовательских организаций и иностранных нефтяных компаний в США, Европе, Канаде, таких как Стэндфордский университет, Statoil, Schlumberger и «Газпром», участвует в 30 международных проектах, а также имеет несколько совместных с иностранными нефтяными компаниями проектов в секторе разведки, добычи и переработки на территории Китая. Так, Даляньский западно-тихоокеанский нефтеперерабатывающий химический завод (WEPEC), производящий все основные виды нефтепродуктов, полипропилен, асфальт, является совместным предприятием PetroChina, CNPC, Sinochem и Total (Франция). Компания имеет девять ключевых лабораторий для теоретических исследований и технических инноваций. Создан технический R&D центр в Хьюстоне для исследования ключевых технологий 19. В 2011 г. успешно прошла испытание собственная технология термического гидрокрекинга мазута из ультратяжелой нефти в Венесуэле, планируется увеличение масштабов применения.

Подобный способ решения проблемы технологического отставания, конечно, не единственный. Для обеспечения развития высоких технологий внутри страны необходим соответствующий уровень развития собственной науки. В 2010 г. объем финансирования фундаментальных исследований в Китае составил 4,7%, а на экспериментальные исследования было потрачено 82,7% от общих расходов на науку. Расходы Китая на НИОКР в 2010 г. составили 1,75% ВВП. В 2010 г. 71,7% инвестиций в НИОКР и 73,2% выполненных в стране исследований пришлось на бизнес-структуры20. Согласно годовому отчету Petrochina, расходы на НИОКР по итогам 2011 г. составили 13,2 млн юаней, или 9,1% от чистой прибыли (7,9% в 2010 г.).

Согласно «Государственному плану среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 гг.», расходы на НИОКР к 2020 г. должны составить 2,5% ВВП, вклад научно-технического прогресса в экономическое

19 CNPC Key Laboratories. – URL: http://www.cnpc.com.cn/en/aboutcnpc/ technologyinnovation/keylaboratories/

20 Щенкова Т. Модернизация с китайской спецификой. – URL: http:// interaffairs.ru/read.php?item-8127

развитие превысит 60%, а зависимость от иностранных технологий сократится до 30%.

Университеты Китая приглашают для преподавания профессоров из-за рубежа. Так, например, в университете Синьхуа учреждён «Фонд найма профессоров университета Синьхуа» (Tsinghua Chair Professorship Fund), на средства которого университет приглашает всемирно известных ученых и профессоров на должности деканов факультетов или профессоров 21. В их обязанности входят формирование программы преподавания, начало новых исследовательских проектов или участие в исследовательских проектах, важных для китайской экономики. Также эти профессора должны читать курсы, работать с аспирантами, проводить исследования и получать результаты мирового уровня.

Другим приоритетом китайского бизнеса становится покупка европейских компаний, что также является способом получения доступа к технологиям, рынкам высокотехнологичной продукции, опыту управления бизнесом (покупая компанию, они сохраняют весь менеджмент). Наиболее интересные области: машиностроение, медицинские и фармацевтические технологии, оптика, электроника, биотехника, энергетика и ресурсы.

Кроме того, Китай использует опыт тайваньских технопарков, имеющих специальные команды, которые ориентированы на поиск перспективных технологических компаний за рубежом.

Вторым китом китайской экономики можно считать высокий уровень исполнительской дисциплины. Объяснить этот факт можно по-разному. В Малайзии китайцев иногда называют «busybody», так важно для них работать и зарабатывать для семьи, оплаты образования ребенка. Мотивация населения к личному успеху способствует прогрессу китайской экономики в целом. К мотивации прибавляется фактор личной ответственности.

Непозволительная роскошь для многих стран, особенно с переходной экономикой, – четкие цели экономического развития. Китай может себе позволить ставить не только среднесрочные (в виде пятилетних планов), но и долгосрочные цели,

21 Tsinghua University Charter for Chair Professorship Fund. – URL: http:// www.tsinghua.edu.cn/eng/employment.jsp?boardid-3804&bid2-380301&pageno-1

понятные и населению, и бизнесу. Возьмите любую китайскую стратегию или программу – написаны они не в духе «пожеланий» к руководству компаний, а имеют четкие количественные ориентиры. Грамотное и ясное целеполагание – это третий кит, поддерживающий китайское «экономическое чудо».

Население должно понимать цели, стоящие перед страной, знать, что делать каждому человеку для их осуществления. Здесь, безусловно, высока роль Коммунистической партии Китая. На предприятиях существуют первичные партийные ячейки, возглавляемые комитетами. Руководитель любой китайской госкомпании – член партии. Так, председатель CNPC/PetroChina избирался кандидатом в члены ЦК КПК, занимал руководящие посты в провинции Цинхай, глава Бторес – одновременно секретарь парткома компании22, большинство высших менеджеров – члены парткома. Таким образом, государственные корпорации проводят партийную линию: хотя полномочия руководителей компании очень широки, все их действия подчиняются общему курсу. Производственные планы компаний согласованы с общенациональными, стратегическими интересами экономики страны.

Правда, подобная ситуация грозит рисками другого характера – нельзя не учитывать фактор личности. Так, бывший председатель совета директоров Бторес был приговорен к смертной казни за получение взяток и присвоение денежных средств.

Не лишены свободы в своих действиях и руководители провинций, зачастую конкурирующих между собой в экономическом развитии. С одной стороны, это стимулирует местную инициативу (китайским «провинциалам» не нужно обращаться в «центр» для решения многих своих вопросов), основанную на реальных финансовых возможностях. Сюй Чэн-ган, профессор школы экономики и финансов Гонконгского университета, определил китайскую модель «властной вертикали» как «регионально-децентрализованный авторитаризм»23.

В Китае центральная власть опирается на провинциальных руководителей, имеющих широкие хозяйственные

22 About Sinopec. – URL: http://www.sinopecgroup.com/english/Pages/01.aspx

23 Xu Chenggang. The Fundamental Institutions of China’s Reforms and Development // Journal of Economic Literature. – 2011. – V. 49, Issue 4, Dec. – URL: http://www.aeaweb.org/articles.php?doi-10.1257/jel.49.4.1076

полномочия. Но с другой стороны, это еще не есть полная гарантия от политических и социально-экономических потрясений и перерастания компетенций в авторитаризм чиновников. Так, например, главную статью доходов местных бюджетов в последние годы составляли средства от перевода земель из сельскохозяйственной в промышленную и жилую категории, что стало вызывать серьезные протесты со стороны крестьян.

Предварительные итоги

За минувшее 30-летие нефтеперерабатывающая промышленность Китая прошла трудный и весьма успешный путь. Однако, несмотря на внушительные достижения, многие проблемы еще предстоит решить. Основная из них – нехватка внутренних ресурсов нефти, которая ограничивает дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей отрасли. В 2011 г. в Китае было добыто 203,6 млн т нефти, что всего лишь на 0,3% больше показателя предыдущего года. Тогда как внутреннее потребление нефти достигло почти 462 млн т (прирост по сравнению с 2010 г.- на 5,5%). В мировой добыче нефти на долю Китая приходится 5,1%, а в потреблении -11,4%; примерно таков же (11,6%) удельный вес страны в мировых мощностях нефтепереработки 24.

В настоящее время нефтепереработка в стране продолжает развиваться на фоне увеличения внутреннего потребления и конкуренции за ресурсы. Однако в этой ситуации необходимо не слепо наращивать объемы переработки и строительство новых мощностей в интересах отдельных компаний, а формировать конкурентный рынок с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование и дальнейшее развитие отрасли.

Существует и проблема низкого качества сырой нефти, что повышает требования к технологиям нефтепереработки, увеличивает затраты. Внедрение технологических инноваций необходимо и для улучшения экологической ситуации.

Сохраняется проблема транспортировки нефти и нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающие предприятия сконцентрированы на востоке, юге и северо-востоке страны 25.

24 BP Statistical Review of World Energy June 2012. – URL: http://www.bp.com

25 China announced the top ten refiners accused of excess refining capacity. – URL: http://www.chinahourly.com/bizchina/201206/122571.html

Тем не менее Китай уже идет по пути решения этих проблем, осваивая месторождения на африканском континенте, избавляясь от некоторых вредных производств, внедряя новые технологии, целенаправленно развивая внутренние территории страны. Почему-то не покидает ощущение, что Китай сможет справиться с любой проблемой, которая встанет на его пути.

«ЭКО»-информ

Сегодня, когда Китай поражает мир стремительным ростом объемов и глубины переработки нефти, собственными оригинальными технологическим разработками, остается только вспомнить, что в конце XIX – начале XX веков тон в нефтяном деле задавала Россия.

«Нефть, поднятая из недр шуховскими насосами, рационально переработанная в шу-ховских крекинг-аппаратах, хорошо сохраненная в шуховских резервуарах, дешево и без потерь доставленная наливными шуховскими баржами или нефтепроводами, сжигалась с извлечением максимального количества тепла шуховскими форсунками в шуховских котлах»*.

Это строчки из биографии Владимира Григорьевича Шухова (16 /28/ августа 1853 -2 февраля 1939) – выдающегося российского ученого, инженера и изобретателя, проделавшего огромную исследовательскую, проектную и конструкторскую работу, охватившую все насущные проблемы нефтяной промышленности. При этом Шухов сумел довести практически все свои идеи до промышленной реализации.

В.Г. Шухов и его помощник С.П. Гаври-лов, опередив американцев, изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина – непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти (патент Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 года). И хотя с внедрением мы сильно запоздали, все же в 1931 г. по проекту и при техническом руководстве Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патент на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.

* Арнаутов Л.И., КарповЯ.К. Повесть о великом инженере.- 2-е изд., доп.- М.: Московский рабочий, 1981.