Взаимосвязь цены и спроса

Взаимосвязь цены и спросаВзаимосвязь цены и спроса

Взаимосвязь цены и спроса. Могут ли интервенции на рынке нефтепродуктов серьезно влиять на цены?
Халиль Шехмаметьев, начальник консультационно-аналитического отдела ФК “Интерфин трейд“:
Идея регулирования рынка нефтепродуктов через проведение интервенций в сезоны повышенного спроса как минимум неразумна, как максимум вредна для экономики страны. Попытки апеллировать к опыту, полученному на рынке зерна, не выдерживают критики. В основе колебаний цен на
сельхозпродукцию и нефтепродукты лежат разные экономические факторы. Объем производства сельхозпродукции во многом зависит от погодных условий, и, как правило, после неурожайных лет следуют урожайные. В результате возникает возможность в неурожайные годы поддержать потребителей, в урожайные — производителей сельхозпродукции. Снижение рисков благотворно влияет на экономику. Организации, ответственные за зерновые интервенции, получают прибыль и обеспечивают государственную продуктовую безопасность. Цены на топливо реагируют в первую очередь на спрос. Наблюдаемый сейчас рост цен связан именно с ростом спроса (как внешнего, так и
внутреннего), а не с производственными факторами. Высокие цены на нефтепродукты должны стимулировать внедрение более эффективной техники, оптимизацию транспортных схем.

Проведение топливных интервенций скорее приведет к сохранению неэффективных производств, чем к развитию конкуренции. При этом не исключено, что деятельность государственных органов будет приводить не к снижению колебаний, а, наоборот, к увеличению амплитуды изменения цен. Этот эффект уже наблюдался с мировыми ценами на нефть в 90-е годы. Проведя интервенции, можно добиться краткосрочного снижения цен, но обеспечить долгосрочную стабильность нельзя без изменения структуры отрасли. Российский топливный рынок поделен между ВИНК, получающими сверхприбыль от любого вида деятельности (добыча нефти, переработка, дистрибуция нефтепродуктов). Полученная прибыль лишь незначительно инвестируется в совершенствование технологий. Вертикальная интеграция топливного рынка привела к ситуации, при которой основные игроки практически не подвержены риску ценовых колебаний. Применительно к ним необходимы другие меры воздействия, которые будут носить не рыночный характер: ограничение экспорта, нормирование рентабельности, запрещение вертикальной интеграции в отрасли.

Взаимосвязь цены и спроса