Реактивное топливо

Реактивное топливо

Реактивное топливо
Реактивное топливо

В настоящее время авиация в основном оснащена воздушно-реактивными двигателями в которых топливо попадает в камеру сгорания непрерывно, и в результате чего процесс горения постоянно протекает. Только для запуска двигателя применяется постороннее зажигание. Кроме этого воздух также непрерывно поступает в камеру сгорания ВРД , который требуется для для сжигания топлива. Его предварительно сжимают и нагревают в компрессоре (Реактивное топливо).

Из камеры сгорания

Из камеры сгорания газообразные продукты сгорания поступают в турбину, в которой часть тепловой энергии образует механическую работу вращения турбинного колеса, от вала которого движется ротор компрессора и топливный с масляным насосы. Уже после турбины продукты сгорания топлива, как газовый поток, проходят реактивное сопло, а также, расширяясь в нем, образуют реактивную силу тяги, при помощи которой и производится полет самолета.

Реактивные топлива имеют основные свойства

Реактивные топлива имеют основные свойства, к которым относится хорошая испаряемость, что обеспечивает полноту сгорания, высокие полнота, теплота сгорания, которые предопределяют дальность полета самолета, отличные прокачиваемость и низкотемпературные свойства, обеспечивающие подачу топлива в камеру сгорания. Кроме этого реактивные топлива имеют склонность к образованию отложений, что характеризуется высокой термоокислительной и химической стабильностью.

Реактивные топлива производятся для самолетов дозвуковой авиации согласно ГОСТу 10227-86, а также для сверхзвуковой авиации по ГОСТу 12308-89. По ГОСТ 10227-86 предусматривается изготовление пяти марок топлива — это ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ. Согласно ГОСТу 12308-89 производятся две марки топлива — Т-6, Т-8В.

На сегодняшний день

На сегодняшний день массовыми топливами практически являются топлива двух марок — это ТС-1 (высший и первый сорт) и РТ (высшая категория качества).

Для изготовления массовых реактивных топлив основным сырьем выступает среднедистиллятная фракция нефти, которая выкипает в пределах температур 140-280°C.

Топлива

Топливо ТС-1. Зависимо от качества перерабатываемой нефти топливо получается или методом прямой перегонкой, или в смеси с гидроочищенным, либо демеркаптанизированным компонентом. Содержание гидроочищенного компонента в данной смеси не должно быть больше 70 %, что бы избежать значительное снижение противоизносных свойств. Гидроочистка используется, если в керосиновых дистиллятах нефти содержание меркаптановой и общей серы не соответствует требованиям стандарта, а демеркаптанизация — если только не соответствует содержание меркаптановой серы требованиям стандарта.

Топливо Т-1 — это продукт прямой перегонки нафтенового основания и малосернистых нефтей с пределами выкипания от 130 до 180 °С. Поскольку оно содержит значительное число нафтеновых кислот, а также имеет высокую кислотность, то его подвергают защелачиванию с дальнейшей водной промывкой, тем самым удаляя нафтеновые кислоты, которые образуются в результате защелачивания натриевых мыл.

Топливо Т-2 является продуктом прямой перегонки широкого фракционного состава, который выкипает при температуре 60-280 °С. Оно содержит до 40 % бензиновой фракции, что объясняет высокое давление его насыщенных паров, а также низкие плотность и вязкость. Повышенное давление насыщенных паров у топлива Т-2 непременно создает опасность образования паровых пробок во всей топливной системе самолета, что ограничит высоту его полета.

Низкая вязкость

Низкая вязкость свидетельствует о плохих противоизносных свойствах топлива, что ограничивает срок эксплуатации топливных агрегатов, а его низкая плотность ограничивает дальность полетов самолета. Топливо Т-2 — это резервное топливо по отношению к топливам РТ и ТС-1.

Топливо РТ обычно получают в результате гидроочистки прямогонных дистиллятов, где пределы выкипания 135-280 °С. Как сырье для гидроочистки применяются дистилляты, из которых невозможно получить топливо ТС-1, поскольку они имеют повышенное содержания
общей и меркаптановой серы, котрое превышает норму.

Топливо РТ целиком соответствует требованиям, которые предъявляются к реактивным топливам самой высшей категории качества. Оно находится на международном уровне. Данное топливо имеет высокие противоизносные свойства, термоокислительную и химическую стабильность, не агрессивно по отношению к конструкционным материалам, почти не содержит меркаптанов, а также содержит меньше 0,02 % общей серы. Его можно хранить до 10 лет, при этом изменений качества не наблюдается.

Топливо Т-6 получается при применении процессов глубокого гидрирования. Он образуется из дистиллятов прямой перегонки нефти с использованием процесса гидроочистки. Во время переработки малосернистых нефтей топливо Т-6 может быть полученов результате прямой перегонкой нефти. В топлива Т-6 и Т-8В, что бы улучшить химическую стабильность и повысить противоизносные свойства, вводят присадки — это антиокислительная Агидол-1 — 0,003-0,004 % (мас. доля), а также противоизносная «К» — 0,002-0,004 % (мас. доля).